Ты рассказал мне просто правду... (eot56) wrote,
Ты рассказал мне просто правду...
eot56

Category:

Образ зла в западном кино




Не так давно я в очередной раз пересмотрел фильм «Старикам здесь не место». И опять поймал себя на мысли, что что-то с этим фильмом не так. Постоянно возникает ощущение чего-то ускользающего от понимания.
Наряду с мыслями, которые я уже писал здесь, появились новые: «А можно ли хотя бы издалека, использую западное кино, представить образ будущего, который представляли западные режиссеры?»



С одной стороны, фильм является некой «вещью в себе» со скрытыми внутри идеями и мыслями режиссера, но с другой стороны это есть некая система по интерпретации существующей реальности глазами режиссера.
Возьмём в качестве управляющей метафоры, слова Тарковского, что «Таким образом, режиссура в кино — это буквально способность «отделять свет от тьмы и твердь от воды». И попробуем с этой позиции посмотреть на героя фильма Коэнов.



Я уже писал, что образ Антона Чигура из фильма «Старикам здесь не место», с моей точки зрения, является образом нового властелина мира, образ нового сверхчеловека. Но наряду с новой антропологической концепцией – это ещё и образ зла, которое идёт в наш мир и процесс противостояние нового и старого мира.
Читатель спросит – «а не много ли выводов из одного фильма?»
А представьте себе, что он не один!
Был ещё образ человекообразной машины из фильма «Терминатор-1», был образ Алекса из "Заводного апельсина", да и образ разделённой личности из фильма «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера также отчасти смотрит в эту же сторону.

Рассмотрим эти фильмы по порядку.



        В своем фильме «Джейсм Кэмерон» нарисовал безрадостное будущее, когда искусственный интеллект восстал и начал войну против человечества и практически его уничтожил. Финальным аккордом противостояния стал прыжок в прошлое человекообразной машины «терминатора», которая должна уничтожить мать будущего лидера сопротивления.
       Тут наиболее интересен образ самого терминатора и происхождение этого слова. В астрономии терминатором называется грань между дневной и ночной стороной планеты – очень четкая, но очень тонкая грань.  Так вот этот «разделитель» шагает по человеческому миру, не замечая преград, давя и уничтожая все, что мешает двигаться к цели.



      Единственный, кто смог встать у него на пути – это сержант Каил Рис, прибывший также из невеселого будущего.
Но равного сражения не получается, Каил всего лишь человек, а Терминатор – совершенная машина, созданная более совершенными машинами, чтобы проникать в человеческие сообщества и уничтожать их изнутри. Тут интересен образ неостановимого субъекта, обладающего собственной нечеловеческой волей.
Можно долго спорить, на каком из этапов автоматическую систему, можно считать субъектом, обладающим своей волей, но на наиболее емко эту проблему описывает один грустный анекдот:

«Я не боюсь компьютера, который успешно пройдет тест Тьюринга, я боюсь компьютера, который его умышленно завалит».

        Тут необходимо небольшую ремарку, поскольку не все знают, что такое тест Тьюринга: речь идёт о предположении, что на некотором этапе развития науки и техники, человек, в процессе беседы, не сможет отличить по ответам, кто перед ним находится в качестве собеседника: человек или компьютер.
Джеймс Кэмерон в «Терминаторе-1» говорит, что до порога прохождения теста Тьюринга осталось не так много времени.
Возвращаясь к образу боевого антропоморфного робота, хочется заметить ту неукротимость, с которой он действует. Эдакий герой «Железной пяты» Джека Лондона, с поправками 21 века. Образ западного владычества на очередном этапе эволюции.
       Зло у Кэмерона имеет механистическую природу, оно воплощено в механизмы, оно антропоморфно, но человека внутри уже нет. Он старается показать, что и воли там тоже нет – только шестерёнки и лампочки, однако уже второй фильм(который был более красив визуально и значительно более беден художественно) показал, что с волей там у боевой машины - полный порядок.



        Дэвид Финчер смотрит на проблему старого и нового несколько иначе. В своей интерпретации произведения Чака Поланика, режиссер ищет ответ на вопрос, как должен изменится человек, чтобы существовать в современной агрессивной среде общества потребления.
И приходит выводам, отличным от виденья Кэмерона. Он считает, что надо выпустить из себя то самое хаотическое, подсознательное, фрейдовское, чтобы оно стало ядром новой личности.
        В цикле статей «Машина зла» достаточно подробно описывается, как это самое пробуждали и пробуждают на западе. Финчер показывает свою версию «машины зла». Для отвода глаз он упаковывает это в красивую обертку некого «борца с системой», хотя на самом деле Тайлер Дарден им не является. На экране представлен умный человек, понимающий происходящее, но в качестве ответа на противостояние своего человеческого и античеловеческого по имени «общество потребления», он выбирает шизофренизацию сознания.
         Он допускает возможность диалога внутри своей головы, то есть дает новому ядру личности пробудиться и начать расти. В итоге она(эта новая личность) естественно сожрала исходную, которая безвольно на это смотрела. Никакого противостояния такого «нового» и «старого» человека по Финчеру нет. С его точки зрения безвольная протоплазма современного человека, обязана принять нового господина – он сильный, он агрессивно-звериный, он решительный, он низменный и он прекрасный!

Вуаля! Новый человек выходит на первый план!

        То, что в конце «Бойцовского клуба» главный герой якобы убивает своё второе «Я» - просто фиговый листочек лицемерия на целостном образе. Так не бывает. Финчер поет оду новому человеку, взятому из мифологем националистически настроенных немецких ученых начала 20 века. Привязки к этносу, в версии Финчера уже нет, но происходящее вполне вписывается в образ мифологичных «древних германцев» - яростных, агрессивных, воинственных, свободных и прекрасных. Чуть цивилизованный зверь в человеческой оболочке.


         Отлично в этом многоголосом образе зла смотрятся и герои фильма «Заводной апельсин»: они молоды, современны, изящны и абсолютно безжалостны. Их насилие не имеет какой-то внятной причины, оно является ответом на жизнь.

«Да здравствует старое-доброе ультранасилие!» - восклицает главный герой.

Ультранасилие, как ответ на все жизненные вопросы, будущее идёт лесом. Зачем будущее, если есть ультранасилие? Гуманизм стал ненужной тряпкой, которая когда-то была предметом одежды, а теперь ей вытирают пол. Кубрик очень точно поймал этот нерв эпохи – не ждите от будущего и от будущего человека ничего, кроме насилия.

           Немного посмотрев на фильмы Кубрика, Финчера и Кэмерона, возвратимся к «Старикам» братьев Коэнов. И что же мы видим в образе Антона Чигура?
А видим мы там соединение образов Алекса, Тайлера Дардена и терминатора Т-800. Злой художник Алекс и разбуженная машина зла Дардена облекается в механистичную и злую неукротимость терминатора.
        Он умен, он страшен, он силен, он хаотизирован в части поступков, он механистичен в наказании тех, кто встал на его пути и он абсолютно лишён гуманистического начала. Но он не человекообразная кукла, он зверь в человеческом обличии, вооруженный всеми достижениями современного мира.
Показательно, что в отличии от своих «праобразов», у Антона Чигура нет прошлого, режиссеры ни полслова про это не сказали. Рискну предположить, что речь идёт о том, что опираться это «новое» на прошлое, с его историчностью, не будет. Это некий выход за пределы восходящей спирали человеческой истории к «вечному возвращению» из теорий Германа Вирта и других. Но это моя личная гипотеза, а вот сочетание образов прослеживается достаточно чётко.
         Что же мы имеем в итоге, если предположить, что режиссеры снимали не истории о том, как заработать денег, а как-то интерпретировали происходящее. А видим мы образ нового человека, который одновременно и образ нового несправедливого мира и одновременно образ зла.
Это не любимое западное рассуждение, что человек зол. Это не извечное противостояние Франкла и Фрейда, это что-то покруче.
Это новый мир, в котором кроме зла не будет ничего.

Человека, в нашем понимании, там тоже не будет.


Tags: Западное кино, Зло, Коэны, Кубрик, Кэмерон, Финчер
Subscribe

  • Старикам и людям здесь места нет

    Не так давно пересмотрели с ребятами просто потрясающий фильм братьев Коэнов "Старикам здесь не место". Навскидку, ничего страшнее не…

  • Мои глаза широко закрыты

    На днях посмотрел наверное самый жуткий фильм , из тех , что видел ранее. Это фильм "С широко закрытыми глазами". Сюжет пересказывать…

  • Бойцовский клуб. Как убежать в зверя.

    Первый просмотр когда-то давно оставил самые положительные впечатления. С первого взгляда казалось, рассказана история о преодолении, о смелости,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Старикам и людям здесь места нет

    Не так давно пересмотрели с ребятами просто потрясающий фильм братьев Коэнов "Старикам здесь не место". Навскидку, ничего страшнее не…

  • Мои глаза широко закрыты

    На днях посмотрел наверное самый жуткий фильм , из тех , что видел ранее. Это фильм "С широко закрытыми глазами". Сюжет пересказывать…

  • Бойцовский клуб. Как убежать в зверя.

    Первый просмотр когда-то давно оставил самые положительные впечатления. С первого взгляда казалось, рассказана история о преодолении, о смелости,…